БПЛА «Утка»

БПЛА вертикального взлёта и посадки с подъёмно-движительным комплексом на основе осевых вентиляторов для решения транспортно-грузовых задач

Испытания и практика применения транспортно-грузовых пилотируемых ЛА самолетной и вертолётной схем выявили ряд серьёзных проблем.

Некоторые из этих проблем обусловлены особенностями аэродинамической схемы ЛА:

  • необходимость наличия значительных открытых площадок для взлёта и посадки аппаратов самолетной и вертолётной схемы,
  • недостаточная компактность,
  • ограниченные возможности полёта в условиях городской застройки, сильнопересечённой горной и лесной местности,
  • высокая заметность по шуму, а так же в радио тепловом диапазонах.

Другим аспектом является проблема, связанная с наличием пилота на борту ЛА:

  • увеличенный вес и объем конструкции ЛА,
  • усложнение конструкции ЛА,
  • ограничение маневренных характеристик,
  • заниженная топливная эффективность.

В значительной мере перечисленные проблемы могут быть решены  применением БПЛА вертикального взлёта и посадки с подъёмно-движительным комплексом на основе осевых вентиляторов. Для решения задачи по созданию летательных аппаратов на предприятии имеются опытные специалисты, имеющие значительный опыт по проектированию и конструированию летательных аппаратов.

Преимущества и повышение экономической эффективности достигаются за счёт следующих особенностей БПЛА с подъемно-маршевым вентилятором:

  • возможность применения с ограниченных площадок, транспортных средств, из укрытий и контейнеров, для взлёта аппарата не требуется дополнительных пусковых устройств, возможность применения внутри лесных массивов, горных ущелий и пещер, вне и внутри строений,
  • БПЛА ВВП ВТ имеет возможность зависать в любой момент выполнения задания, в указываемых оператором местах маршрута, что исключает необходимость оперативного реагирования во время пилотирования, возложенную на пилота ЛА,
  • возможность посадки с целью экономии топлива во время корректировки тактического задания оператором, отсутствие пилота положительно сказывается на топливной эффективности за счет снижения веса и уменьшения габарита ЛА ввиду отсутствия кабины пилота, системы жизнеобеспечения и т.п., а также дает возможность увеличить максимально допустимые перегрузки, что улучшает маневренные характеристики ЛА.

Отсутствие необходимости в специальной транспортно-пусковой машине делает комплекс более мобильным, автономным и менее заметным.

Что представляет собой транспортный БПЛА ВВП ВТ?

Многоцелевой транспортный БПЛА
предназначен для решения широкого спектра транспортных задач военного и гражданского назначения

Различные варианты применения и полезной нагрузки:

  • Спецтехника (РЛС, ретранслятор и др.)
  • Эвакуация больных и раненых из районов ЧС
  • Доставка грузов

Преимущества перед другими БПЛА

Вертикальный взлет и посадка

  • Для взлёта аппарата не требуется дополнительных пусковых устройств;
  • БПЛА ВВП ВТ имеет возможность зависать в любой момент выполнения задания, в указываемых оператором местах маршрута, что исключает необходимость оперативного реагирования во время пилотирования, возложенную на пилота ЛА

Компактность

  • Возможность применения БПЛА с ограниченных площадок, с транспортных средств, из укрытий и контейнеров;
  • Возможность палубного базирования на судах;
  • Безопасность обслуживания и эксплуатации;

Закрытая лопаточная система

  • Малая  электронная, тепловая и акустическая заметность БПЛА обеспечивается  внутренним размещением двигательной установки и наличием корпуса, выполненного из радиопоглощающего материала, а так же применением аэродинамически высоконагруженных лопаточных венцов рабочего колеса вентилятора, обеспечивающих реализацию необходимых параметров по тяге при минимальных окружных скоростях.

Основные элементы движителя

Многофункциональный беспилотный летательный аппарат вертикального взлёта и посадки вентиляторного типа

 

Технические характеристики

Крейсерская скорость — 420 км/ч
Мощность силовой установки — 2 х 600 л.с.
Максимальная дальность полета — 1000 км
Полезная нагрузка — 400 кг
Размах крыла — 1,2 м
Диаметр ротора — 1,3 м
Габариты Д х Ш х В — 6,2 х 11.2 х 3,72 м.
Взлётная масса — 2000 кг
Высота — 7000 м
Время в воздухе — до 5 часов.

Летательный аппарат выполнен по мультироторной схеме. В качестве движителей используются шесть вентиляторов с электроприводом. Энергетическая установка представляет собой два турбовальных двигателя ВК-800, приводящих в движение электрогенератор.

Габаритные размеры

Полетная конфигурация

 

Посадочная конфигурация

 

Вариант съемного транспортного контейнера

 

Применение летательных аппаратов на основе вентиляторов-движителей с закрытой высоконагруженной лопаточной системой с внутренним размещением двигательной установки, наличием движителей с кольцевым корпусом, выполняемым из радиопоглощающего материала и реализацией необходимых параметров по тяге при минимальных окружных скоростях. Подъемно-движительные комплексы  являются важнейшим элементом, определяющим аэродинамическую компоновку БПЛА ВВП и его летно-технические  характеристики. Роль подъемно-движительного комплекса в формировании аэродинамической компоновки БПЛА ВВП существенно выше, чем в ЛА традиционных схем с горизонтальным взлетом и посадкой.

Основным назначением демонстратора является выполнение транспортных операций. Демонстратор с гибридной силовой установкой на базе малоразмерного ГТД мощностью 100 кВт и с взлетным весом 120-140 кг. Демонстратор может служить младшим представителем типоразмерного ряда транспортных БПЛА с полезной нагрузкой до 50 кг.

Характеристики создаваемого демонстратора:

  • Мощность силовой установки — 100 кВт
  • Крейсерская скорость — 280 км/ч
  • Максимальная дальность полёта — 300 км
  • Полезная нагрузка до — 50 кг
  • Взлётный вес — до 140 кг
  • Габариты Д×Ш×В — 2,2×3,0×1,3

Наличие корпуса на вентиляторном движителе  по сравнению со свободным винтом позволяет при равных габаритах получить существенное увеличение тяги на взлетных режимах, а на крейсерских режимах для схем с внешним расположением движителей получить существенный прирост подъемной силы на корпусе вентилятора, работающего в режиме кольцевого крыла, и разгрузить несущую систему БПЛА.

Летательный аппарат выполнен по мультироторной схеме. В качестве движителей используются шесть вентиляторов с электроприводом. Энергетическая установка представляет собой два турбовальных двигателя ГТД ВК-800, привеодящих в движение электрогенератор.

  • Мощность силовой установки — 2 х 800 л.с.
  • Крейсерская скорость — 390 км/ч
  • Максимальная дальность полета — 850 км
  • Максимальная полезная нагрузка — до 550 кг
  • Габариты Д×Ш×В — 7,4×9,5×3,2 м
  • Размах крыла — 9,5 м
  • Диаметр ротора — 1,0 м
  • Запас топлива — 780 кг
  • Время полёта — 2,1 час
  • Расход топлива — 2,4 кг/т·км